|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Согласие с правдой» |
|
|
|
|
|
Мы легко находим, за что критиковать, используя
систему представлений
«правильно-неправильно». Мы навязываем свои
представления и большинство из нас привыкло
автоматически принимать ту систему, которую
нам навязывают. Например, жена, которой не
нравится, что муж проводит мало времени с
ней, говорит ему: «Ты все выходные гробишь
на свою машину». Таким образом, она
манипулирует им, включая систему
«правильно-неправильно», вместо того, чтобы
научиться отстаивать свои желания и просто
сказать ему, что хочет пойти в эти выходные
в гости. |
|
|
|
|
|
Муж, чувствуя свою неправоту и ощущая беспокойство,
отрицает правду и начинает «контркритиковать»:
«А ты все время смотришь свои глупые
сериалы». |
|
|
|
|
|
Такого рода отношения гибельны для обоих партнеров.
Способ поведения, который помог бы
эффективно и без манипуляций справляться с
критикой, состоит из следующих важных
моментов: |
|
|
|
|
|
1.
Следует делать различие между правдой
(которую нужно признать) и представлениями
«правильно-неправильно» (которые вам
навязывают). |
|
|
|
|
|
2.
Вы не должны беспокоиться по поводу
критики и не должны оправдываться, вы просто
можете сказать «Да, я это делаю» (Это
правда, я много вожусь с машиной). |
|
|
|
|
|
3.
Если после этого ваше поведение
открыто называют неправильным (неправильно
все выходные возиться с машиной), вы можете
задать встречный вопрос: «Я не понимаю, что
неправильного в том, что я забочусь о своей
машине?». Тогда вашему собеседнику придется
отказаться от манипуляций и честно сказать о
своих желаниях : «Ну, хорошо, я хочу в эти
выходные сходить в гости». |
|
|
|
|
|
«Камни в туман» |
|
|
|
|
|
Для того, чтобы лучше справляться с критикой, не
нужно ни защищаться, ни отрицать, ни
контркритиковать, а вести себя словно вы
«туман на море». Этот образ не случает во
многих отношениях. Такой туман очень
стойкий, мы не видим сквозь него ничего. Он
не создает препятствий для перемещения и не
дает «сдачи». Мы можем бросить камень в
туман, и это не причинит ему вред. Таким
образом, мы прекращаем пытаться спорить со
стойким, не поддающимся управлению туманом.
Так же стойко мы можем вести себя в ответ на
критику: |
|
|
|
|
|
1.
Мы можем согласиться с любой
правдой, указываемой другими во время
критики: (мать – взрослой дочери: «Ты опять
вчера пришла поздно! Я звонила тебе до
двенадцати!» Дочь: «Я, действительно, вчера
поздно вернулась»). |
|
|
|
|
|
2.
Мы можем согласиться с возможной
правдой ( Мать: «Если ты будешь долго гулять
и не выучишь французский язык – ты ничего
не добьешься в жизни!» Дочь: «Возможно,
если я не выучу язык, я не смогу получить
должность референта». |
|
|
|
|
|
В этом примере игра в туман для взрослой дочери,
отстаивающей свои права на личную жизнь,
была бы более эффективной, если бы после
каждой ответной фразы она добавляла бы
реплику о своем намерении быть независимой:
«Я действительно вернулась поздно, но мне
уже двадцать лет, и тебе незачем так
волноваться». «Возможно, если я не выучу
язык, я не смогу получить должность
референта, но я достаточно взрослая девушка,
чтобы позаботиться о себе самой». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|