|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практические рекомендации |
|
|
|
|
|
|
|
|
Этот рассказ –
реальная история человека, который не
научился доверять людям и миру в целом.
Речь идет о безусловном принятии ребенка.
Это значит любить его не за то, что он
умный, красивый и принес пятерку. А просто
за то, что он есть! Потребность в любви, в
нужности другому - одна из фундаментальных
потребностей человека. Ее удовлетворение –
необходимое условие для нормального развития
ребенка. Нередко можно слышать от родителей
такое обращение к сыну или дочке: «Если ты
будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я
буду тебя любить». Или: «Не жди от меня
хорошего, пока ты не перестанешь...
(лениться, драться, грубить), не начнешь...
(хорошо учиться, помогать по дому,
слушаться)». |
|
|
|
|
|
Приглядимся: в этих фразах ребенку прямо
сообщают, что его принимают условно, что
его любят (или будут любить), ««только
если...». Условное, оценочное отношение
к человеку вообще характерно для нашей
культуры. Такое отношение внедряется и в
сознание детей. Известный семейный терапевт
Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать
ребенка несколько раз в день, говоря, что
четыре объятия совершенно необходимы каждому
просто для выживания, а для хорошего
самочувствия нужно не менее восьми объятий в
день! И, между прочим, не только ребенку, но
и взрослому. |
|
|
|
|
|
Конечно, ребенку подобные знаки безусловного
принятия особенно нужны, как пища растущему
организму. Они его питают эмоционально,
помогая психологически развиваться. Если же
он не получает таких знаков, то появляются
эмоциональные проблемы, отклонения в
поведении, а то и нервно-психические
заболевания. Мы далеко не всегда следим за
своими обращениями к детям. |
|
|
|
|
|
Как-то в «Учительской газете» было
опубликовано покаянное письмо матери: она с
опозданием поняла, что нанесла душевную рану
своему сыну. Мальчик ушел из дома, написав в
записке, чтобы его не искали: «Ты сама
сказала, что тебе без меня лучше». Вот ведь
как буквально понимают нас дети! Они
искренни в своих чувствах, и наделяют
абсолютной искренностью любую фразу,
сказанную взрослым. Чем чаще родители
раздражаются на ребенка, одергивают,
критикуют его, тем быстрее он приходит к
обобщению: «Меня не любят». Доводы родителей
типа: «Я же о тебе забочусь» или «Ради твоей
же пользы» дети не слышат. Точнее, они могут
услышать слова, но не их смысл. У них своя,
эмоциональная, бухгалтерия. Тон важнее слов,
и если он резкий, сердитый или просто
строгий, то вывод всегда однозначный: «Меня
не любят, не принимают». Иногда это
оформляется для ребенка не столько в слова,
сколько в ощущение себя плохим, «не таким»,
несчастливым. |
|
|
|
|
|
После прочтения рассказа можно дать
несколько заданий родителям: подсчитать,
сколько раз в день вы обращаетесь к ребенку
с эмоционально положительными
высказываниями, сколько с отрицательными;
представить что вы встретили друга или
подругу и сравнить, чем общение с ним
отличается от общения с ребенком (где больше
эмоционально положительного, а где критики и
недовольства). |
|
|
|
|
|
Можно поиграть: разбившись на пары, где
один взрослый исполняет роль самого себя, а
второй - его ребенка. |
|
|
|
|
|
Взрослый должен постараться точно
воспроизвести свою речь, обращенную к
ребенку, именно, в привычных ему выражениях
и интонациях. А «ребенок» потом дает ему
«обратную связь», описывая свои ощущения:
комфортно было или нет, какое выражение при
этом было на лице родителя, какие жесты
присутствовали и т.д. Потом роли меняются. |
|
|
|
|
|
Домашним может стать задание обнимать
ребенка не менее 5 раз в день и отслеживание
реакции ребенка на любые положительные
высказывания родителя (приветствие,
одобрение, поддержка). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|