|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А мы, когда
бываем добры, то вступаем в общение с Богом
по сходству с Ним, а, когда становимся
злыми, то отделяемся от Бога по несходству
с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими,
а делаясь злыми, становимся отверженными
от Него - солнце скрывается от лишенных
зрения. |
|
|
|
|
|
Оказывается,
Бог не мстит людям за их беззакония
и не награждает их за добродетели.
Как благоденствие, так и скорби являются
лишь естественными следствиями законной
или беззаконной жизни не только отдельного
человека, но и - целых народов. |
|
|
|
|
|
Наглядный
пример этой связи духовного состояния
человечества со всей природой -
экологический кризис, в который люди ввергли
свою планету всего за одно только столетие
научно-технического прогресса. |
|
|
|
|
|
Когда страшное цунами разрушило в Японии
города и погубило тысячи жизней, известный
тележурналист Владимир Владимирович Познер
произнес в своей передаче удивительно мудрые
слова: «Нет ли у вас ощущения,
что многострадальная природа, в конце
концов, начинает нам подсказывать, что у нее
кончается терпение. Подсказывает разными
способами. Неприятными. Я бы даже сказал —
катастрофическими. Но - подсказывает. |
|
|
|
|
|
Нет ли у вас ощущения, что мы все - люди -
немножко забыли, что - мы, кто - мы,
и от чего мы зависим? Я много раз говорил,
что я - нерелигиозный человек, я - атеист.
Но если посмотреть на легенду о Ноевом
ковчеге с другой точки зрения - с той,
что была какая-то высокоразвитая цивилизация
людей, которые считали, что вот они-то -
венец природы, а на саму природу хотели
плевать. И тогда эта история чуть-чуть
по другому читается, не так ли?» |
|
|
|
|
|
Наверное, Владимир Владимирович удивился,
если бы узнал, что его взгляд на причины
природных катастроф почти не отличается
от того, как их понимают христиане. |
|
|
|
|
|
Ведь грех в жизни каждого человека как раз
и является насилием над собственной
природой, употреблением ее свойств
не по назначению, пренебрежением к ней
и к тому замыслу, который был вложен
в эту природу ее Творцом. И конечно же,
все природные катаклизмы, которые были
в прошлом, происходят сейчас и, увы, будут
происходить с человечеством в будущем,
являются лишь закономерной реакцией природы
на такое насилие. |
|
|
|
|
|
Потому что мир вовсе не является некой
абстрактной суммой составляющих
его фрагментов. Это - единый организм,
в котором разрушение одного компонента
закономерно вызывает патологическое
изменение и во всех остальных его частях.
К пониманию этой истины современная экология
уже пришла. Кто знает - может быть, через
какое-то время наука сумеет в своих
категориях объяснить зависимость
катастрофических подвижек земной коры
от грязных мыслей, злых слов, подлых
поступков человека. Для верующих же людей
такая зависимость всегда была очевидной
и без всяких научных доказательств. |
|
|
|
|
|
Но категорически неверно было бы пытаться
объяснить землетрясение в Японии грехами
одних лишь японцев. Причинно-следственные
связи в духовном законе воздаяния могут быть
настолько сложными, что в каждом конкретном
случае их точно знает только Господь,
Сам безвинно принявший страдания за чужие
грехи. |
|
|
|
|
|
Об одном лишь можно сказать с уверенностью:
в силу органичной взаимосвязи всего сущего,
каждый из нас своими грехами может «внести
свой вклад» в любое стихийное бедствие, даже
если оно происходит на другой стороне
земного шара. |
|
|
|
|
|
А потерпеть причиненное этими грехами
зло могут и люди, впрямую к ним
не причастные. Эту мысль Достоевский
в чеканной форме выразил устами своего
героя — старца Зосимы: «Каждый перед всеми
за все виноват». И любые рассуждения
о собственной вине несчастных, страдающих,
потерявших все, что только можно потерять,
японцев в постигшем их катаклизме, являются
делом недопустимым для любого нравственно
вменяемого человека. Потому что каждый
из нас, возможно, «поучаствовал» в японском
землетрясении своей неправедной жизнью.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|